Отчет
о методической работе
за
2015-2016 учебный год.
Важнейшим средством повышения педагогического мастерства преподавателей, связующим в единое целое всю систему работы образовательного учреждения, является методическая работа.
Методическая работа в техникуме основывается и планируется на основании «Закона об образовании», Устава техникума и на следующих программах: Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы, программа развития техникума и других нормативных документах.
Методическая работа техникума направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу и учебно-воспитательный процесс.
С учетом уровня организации учебно-воспитательного процесса, особенностей состава обучающихся техникума педагогический коллектив работает над темой:
«Совершенствование используемых, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс».
Цель – повышение уровня проведения учебных занятий
Задачи:
- Совершенствование педагогического мастерства, разработка методических и дидактических материалов;
- Изучение и использование в педагогической деятельности современных педагогических технологий;
- Повышение профессиональной компетентности преподавателей в обеспечении эффективного взаимодействия участников образовательного процесса
Основными составляющими элементами методической работы в техникуме являются:
- оказание организационно-методической и технической помощи педагогу в обучении и воспитании обучающихся;
- внедрение в практику техникума научных исследований и достижений передового опыта;
- доведение до сведения педагогов нормативных документов;
- организация системы повышения квалификации педагогов;
- руководство работой ШКОЛЫ НАЧИНАЮЩЕГО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
При планировании методической работы педагогический коллектив стремился выбрать те формы, которые реально позволили бы решать проблемы и задачи, стоящие перед техникумом.
Это:
- тематические педагогические советы;
- методический совет;
- открытые уроки, их анализ;
- предметные недели и декады;
- работа с молодыми специалистами;
- консультации по организации и проведению современного урока;
- разработка методических рекомендаций в помощь преподавателю по прохождению аттестации, организации, проведению и анализу современного урока. Оформление тематических стендов (к сожалению, последние 2 года мы не выписываем такие востребованные журналы, как «СПО», «Специалист»);
- диагностические исследования методической обеспеченности преподавания предметов и учебно-воспитательной работы с учетом развития среднего профессионального образования;
- организация и контроль системы повышения квалификации;
- аттестация.
1. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
Центром методической работы техникума является методический кабинет, одна из задач которого – консолидация методической деятельности преподавателей. Здесь собрана библиотека методической и нормативной литературы, организуются консультации для преподавателей, выставки методических разработок, ведется совместная с председателями предметных цикловых комиссий работа по оформлению педагогического опыта.
Основной задачей организационной работы методического кабинета в отчетном периоде являлось планирование и организация деятельности коллектива техникума по вопросам методического сопровождения образовательного процесса: составлен план методической работы на 2015-2016 уч. год , планы повышения квалификации, проводились консультации преподавателей по вопросам составления и оформления рабочих программ, КОС, разработке комплексного учебно-методического обеспечения дисциплин по новым ФГОС.
Велась работа по информационному наполнению сайта техникума. Ежемесячно пополнялась рубрика «Новости». Осуществлялся подбор методических материалов для занятий, внеклассных мероприятий, оформления методических разработок, выставок научно-методических материалов.
2. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Одним из направлений методической работы является организация эффективной системы повышения квалификации преподавателей. Повышение квалификации преподавателей и сотрудников техникума в 2015-2016 уч. году осуществлялось с отрывом от работы (курсы ПК, основными площадками для повышения квалификации в этом году стали СибГТУ И КГПУ им.В.П.Астафьева ) и без отрыва от работы (научно-практическая конференция, заседания ПЦК).
В прошедшем учебном году плановое повышение квалификации прошли преподаватели Бареев А.В., Казаков С.В, Кучмистов А.А (мл.), Курильчик О.В., Коломейчук Е.В., Каримова В.Т., Швецова И.В., Дмитриева Е.Ю.
Занятия в Школе начинающего преподавателя выстроены в соответствии с единой методической темой учебного заведения «Совершенствование используемых, внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс» и призваны помочь молодым преподавателям плодотворно и эффективно вести уроки.
В течение года были проведены занятия по актуальным темам:
-Особенности преподавательской работы.
-Особенности составления УМКД.
- Самообразование.
На протяжении всего периода работы нашего учебного заведения происходит рост профессиональной культуры преподавателей.
Аттестация на квалификационную категорию способствует оптимальной самореализации педагога, является важнейшим рубежом в его профессиональной деятельности и органично включается в систему совершенствования его профессионально - педагогического уровня. В отчетном периоде 3 сотрудника техникума повысили свою квалификационную категорию. Это преподаватели Литвинцева Т.С., Кучмистов А.А. (мл.)-(1 квалификационная категория), Коломейчук Е.В.-(высшая квалификационная категория).
Методическим кабинетом оказывалась всесторонняя консультационная и методическая помощь в процессе подготовки аттестационных материалов.
Одной из форм методической работы является работа педагога над повышением собственного профессионального и педагогического мастерства посредством самообразования. Преподаватели разрабатывали материалы по комплексному методическому обеспечению преподаваемых дисциплин, готовили лекции, доклады, участвовали в разработке открытых уроков, изучали научно-педагогическую литературу и методические рекомендации.
Преподавателями техникума в 2015-2016 учебном году проведено 3 открытых урока. Педагоги демонстрировали умение применять инновационные методы обучения: использовался проблемный метод, способ диалектического обучения, деловая игра, технологии визуализации учебной информации, эвристическая беседа, информационно- коммуникационный метод.
Хочется отметить разнообразие форм проведения различных внеклассных мероприятий: конференции, игры, викторины, квест, чемпионат, олимпиады, семинары, фестиваль, выставки творческих работ.
Опыт показывает, что через дополнительные занятия и, особенно на этапе их подготовки, происходит более тесное общение со студентами, размывается официальная дистанция, в неформальной обстановке преподаватели лучше узнают студентов. И еще, реализуется очень главный аспект педагогической деятельности - появляется возможность в полной мере активизировать творческий потенциал обучающихся, повышать их интерес к учебным дисциплинам, выбранной специальности.
Открытые мероприятия ЦК гуманитарных и СЭД :
1. Игры разума.
2.Накануне Рождества.
3.Проект «Креативное гнездо».
4. Фронт+тыл.
5. Квест «В поисках приключений».
6. Жизнь замечательных деревьев.
7.Великие женщины мира.
8.Отроки во Вселенной.
9. День семьи, любви и верности.
10.Городской патриотический фестиваль.
Открытые уроки и мероприятия ЦК экономических дисциплин:
2 открытых урока (Литвинцева Т.С,Кучмистов А.А.)
1.Конференция «Развитие лесного комплекса РФ».
2. Классный час «Моя профессия- бухгалтер».
3. КВН по бухгалтерскому учету.
4. Классный час «День налогового инспектора
5. Конференция «Значение математики для формирования специалиста лесного хозяйства»
6. Исследование экономических систем.
7.Экономический марафон в рамках проета «Дорога к успеху». Семинары «Диалоги о налогах», «Азбука малого бизнеса».
8. Конкурс «Экономико- математические театральные миниатюры»
9. Конкурс «Битва экономистов»
Открытые уроки и мероприятия ЦК общеобразовательных дисциплин:
1.Чемпионат по запуску бумажных самолетиков.
2.Последний звонок (подготовка сценария).
3.Игра «Виктория».
4.Фестиваль национальных культур.
5. Викторина «Звездные гости Дивногории» (совместно с МБУК ДГМ).
Открытые уроки и мероприятия ЦК специальных дисциплин
¡ 1 откр.урок- Коломейчук Е.В.
1.Конференция «Организация устойчивого лесопользования».
2.Научно- практическая конференция МЛА.
3.Викторина «Битва лесоведов».
4.»День леса».
Открытые уроки и мероприятия ЦК профессиональных дисциплин
1.Битва механических титанов.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦИКЛОВЫХ КОМИССИЙ И ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Мастерство преподавателя определяется, в том числе умением оптимально строить процесс обучения, а это во многом зависит от грамотно составленной рабочей документации.
В настоящее время основными направлениями деятельности педагогического коллектива является реализация ФГОС СПО по 5 специальностям учебно-методическое обеспечение, это - рабочие программы по дисциплинам и профессиональным модулям, учебно-методические комплексы.
Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта СПО способствовало активизации внедрения и поиска педагогических идей, практических путей повышения эффективности учебного процесса, осуществляется это во многом через создание собственных учебно-методических материалов. Именно авторские методические разработки являются показателем уровня компетентности, профессионализма, творческого отношения преподавателя к своей деятельности. Работа над созданием учебно-методических материалов в техникуме планируется и координируется цикловыми комиссиями и методической службой.
Оценка качества содержания и эффективность реализации в учебном процессе авторских методических разработок происходит ежегодно в рамках смотра-конкурса профессионального мастерства.
4.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В начале учебного года каждой цикловой комиссии было предложено выбрать узкую тему, над вопросами которой могли бы работать члены ЦК, а также темы выступлений на заседаниях, связанные с вопросами педагогики, психологии и методики преподавания.
Новшеством этого учебного года стало соблюдение ФГОС СОО, согласно которому обязательно выполнение проектов обучающимися 1 курса.
Для этого в ноябре было разработано Положение об индивидуальной проектной деятельности, в котором четко прописана структура проектной и исследовательской работы, их отличие, требования к оформлению. В локальную сеть помещена информация в Папку «Проекты и исследовательские работы» об этапах и методах исследования. Были организованы групповые и индивидуальные консультации, руководители проектов имели возможность взять образцы выполненных проектных и исследовательских работ в методическом кабинете.
5. ИЗУЧЕНИЕ, ОБОБЩЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Методическая компетентность преподавателя проявляется в двух видах деятельности – учебно-методической и научно-методической.
Преподаватели техникума активно участвуют в различных конкурсах, научно-практических конференциях, семинарах.
- Конкурс методических разработок ассоциации «СТУ»;
- Краевой конкурс методических разработок «Педагог-новатор»
- (Крылова О.А.-1 место, Липкина Т.Ф.-2 место, Кобзина С.А., Бареев А.В.);
- Всероссийский конкурс «Подрост» (рук.Коломейчук Е.В.,Кучмистов А.А);
- Межрегиональный Конкурс курсовых работ специальности «Тех.эксплуатация…»-1,2 место (рук.работ Казаков С.В.,Бареев А.В);
- Экологическая Конференция (СИбГТУ)- два 2,3 место( Рук.работ Кобзина С.А, Кучмистов А.А., Коломейчук Е.В, Крылова О.А);
- Городской фестиваль «Все начинается с литературы»-3 вторых места в разных номинациях (рук.Швецова И.В.)
- Городской патриотический фестиваль «Кто сказал, что нету места песне на войне?»1,2,3 место(рук.Швецова И.В.)
- II творческий конкурс «Я помню, я горжусь!»1 место- (рук.Швецова И.В.)
- Всероссийский дистанционный конкурс с международным участием-четыре 2 места (рук.Кобзина С.А.)
- Олимпиада по фундаментальным дисциплинам (СибГТУ)-(рук. Коновалова Е.Г.)
В целях пропаганды передового педагогического опыта, стимулирования творческой активности преподавателей и трудового коллектива техникума ежегодно проводятся итоги конкурса по нескольким номинациям. Жюри конкурса - члены методического совета, выбирали лучшего преподавателя, воспитателя, руководителя кружка, лучший учебный полигон
Так, победителями по итогам 2015 – 2016 учебного года стали в номинации:
- преподаватель года – Кобзина С.А.;
- лучшая ПЦК – ОГЭСД- председатель Мицкевич Т.В.;
- лучший учебный полигон - «ПМ 02 Организация и проведение мероприятий по охране и защите лесов » Зимина И.К.;
- лучшая метод. разработка:
учебная – метод. разработка открытого урока –автор Бареев А.В. ;
«воспитательная - метод. разработка- авторы Швецова И.В., Мицкевич Т.В.,Медведь Е.А.;
- -лучший Кл.рук-ль- Мицкевич Т.В.
ВЫВОДЫ:
Подводя итоги по всем направлениям учебно-методической деятельности, хотелось бы отметить работу преподавателей – Крыловой О.А, Липкиной Т.Ф, Бареева А.В., Казакова С.В., Кобзиной С.А., Коломейчук Е.В. как принявших участие в различных конкурсах на краевом уровне. Также необходимо отметить работу нового преподавателя Мамлевой Н.Н, которая, работая первый год, создала необходимую учебно-методическую документацию.
Методическая деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. В современных условиях предъявляются высокие требования к уровню профессиональных компетенций специалистов, что обуславливает необходимость внедрения новых форм и методов обучения на базе традиционных педагогических технологий, практикоориентированных систем организации учебной деятельности.
Старший методист Швецова Ирина Владимировна